Владимир Ковенацкий — один из главных героев нашей новой выставки.
Вместе с работами Алексея Смирнова фон Рауха и Владимира
Пятницкого его живопись и стихотворения будут представлены на
первом этаже ЦВ. В преддверии открытия знакомим с творчеством
Ковенацкого поближе и рассказываем о нем как о художнике, поэте,
книжном графике и ярком выразителе культуры шестидесятых.
«Странный восковых фигур музей, где собирались, чтоб
развеселиться, угрюмые шизоиды столицы»
Владимир Ковенацкий стал одним из первых участников Южинского
кружка. С его основателем и идеологом Юрием Мамлеевым он
подружился еще во время учебы в институте: они собирались в
квартирах у друг друга вместе с другими представителями
неофициальной художественной сцены, читали рассказы и стихи,
обсуждали эзотерическую литературу.
«Кто я? Реалист с экспрессионистским уклоном. Но я очень
привержен к символистам»
Художественная традиция Владимира Ковенацкого вдохновлена не
только немецким экспрессионизмом, но и русской классикой конца XIX
— начала XX веков. «Серебряный век был далеко позади, и между ним
и нами легла пропасть дикого разрушения и тупого бессмысленного
социального материализма. Но этот вихрь духовного разрушения не
мог не производить на тонкие, чувствительные, ранимые души людей
искусства впечатление мирового апокалипсиса, пусть пока еще малого.
Ковенацкий в своем творчестве на редкость точно изобразил это
состояние», — так описывал его гравюру и поэзию Юрий Мамлеев.
Книжный график
Ковенацкий также занимался книжной иллюстрацией. В институте он
оформил некоторые самиздаты и журналы, а после выпуска — более
40 книг, в том числе «Рассказы и повести» Джека Лондона и «Дом и
корабль» Александра Крона. Еще он делал конверты для
грампластинок, а в начале 1970-х недолго проработал на студии
«Диафильм», где выполнил «Фернандо Магеллан», «Уголек, соломинка
и боб» и другие диафильмы. В 1973-м, когда его сборник
стихотворений опубликовали в ФРГ, работа на «Диафильме»
закончилась. После этого он подрабатывал на оформлении школ,
клубов и других зданий.
«…В рисунках и стихах Ковенацкого при всей их мистичности
и даже трагичности всегда просматривался очень увлекательный
иронический подтекст. Реальное, даже натуралистическое
органично сочеталось с фантазией, парадоксом, абсурдом — и
рождался в высшей степени симпатичный гибрид…»
Так Лев Кропивницкий, «старший друг» Ковенацкого и товарищ по
Южинскому кружку, отзывался о его живописи и стихах.
10.03.2025, voznesenskycenter.ru