» Главная » Выставки
биография : статьи : аудио : фотографии : стихи : рисунки : форум
 
«Прометей» нонконформизма


В.Ковенацкий. Лихоборы

Вниз по Сретенке, навстречу тихим и узким переулкам, дышащими запахом сладкой старины и таящим в себе притягательную атмосферу московской истории… Здесь, в Малом Головином переулке, в лабиринте особняков прошлых веков затаился Музей Народной графики. При входе здание больше напоминает закрытую мастерскую независимых художников. 26 марта здесь открылась выставка «Прикованный к искусству своему» памяти Владимира Ковенацкого – одного из самых ярких деятелей советского нонконформистского  искусства.

В 60-е некогда мигающие режущим светом фонари соцреализма  полусумрачно светили на улицах советского искусства. Но художники, поэты и писатели оказались подхвачены лихорадочным вихрем общественных страстей. Стальной колокол времени призывал к острым социальным темам. Одновременно в этот период создавалась неформальная культура, искусство подполья, которое, как и в эпоху Серебряного века русской классики, в одночасье раздробилось на течения и кружки. Одним из таких кружков стало так называемое Южинское общество. Южинцы тяготели к орфическому декадансу, философским поискам и метафизическим исследованиям. С Южинским связывают имена Юрия Мамлеева, Гейдара Джемаля, Евгения Головина, Игоря Дудинского. Одним из «южинцев» был и Владимир Ковенацкий.

Родился художник и поэт в 1938 году. В 10 лет поступил в Художественную школу им. Сурикова. Первые стихи начал писать в старших классах школы. По окончании Московского Полиграфического института работал в области книжной графики. В 1973 из-за публикации подборки стихов в ФРГ был уволен с работы и остался фактически без средств к существованию. В 1986 году  Владимир Ковенацкий умер из-за обострившихся проблем со здоровьем.

В.Ковенацкий. Без названия

30 марта ему исполнилось бы 75.

Выставка создана по инициативе сестры художника Норы Ковенацкой и московской художницы Полины Болотовой.

На выставке представлена практически вся графика художника, а также работы, выполненные в технике гуаши и карандашного рисунка, автографы стихотворений, эскизы к альбомам, многочисленные фотографии.

Ковенацкий, прежде всего, мастер линогравюры – вида гравюры, для создания которой изображение режется на линолеуме или на другой полимерной основе и отпечатывается на листе бумаги. Линогравюра это контрастная резкость  черного и белого. Такая техника характерна для художников экспрессивных и темпераментных, способных выразить свое отношение к миру в черно-белых импульсах.

В.Ковенацкий. Вы понимаете, доктор

В основу сюжетов графики Ковенацкого легли гротескные ситуации из жизни. Причем, гротеск этот явно сюрреалистического характера – художник создает свой мир, своих персонажей, очерчивая границы художественного государства там, где начинается реальная жизнь, с ее системностью, суетной мрачностью и вздорной нелепостью. Он иронизирует над сухой и бесцветной действительностью, однако ирония эта болезненна, психоделична.

Изломанность существования, грубость и материализм окружающего – от этого всего в своем творчестве Ковенацкий пытается убежать. Стремительно, лихо, без оглядки.

В своих стихах Владимир Ковенацкий вновь играет с черным и белым образными красками – получается своеобразная поэтическая линогравюра. Философские темы и метафизические мотивы перекликаются с сюжетами из угрюмых, безнадежных будней. Отчасти стихи Ковенацкого в мотивах бытовой экзистенциальности с элементами нервического абсурда можно сравнить со  стихами  Дмитрия Пригова периода 70-80-х годов.

Владимир Ковенацкий действительно был «прикован к искусству своему».  Самоотверженно борясь с серой неуютностью этого мира, пытаясь спасти увядающие души он,  «Прометей» советского  нонконформизма, все же не сумел сберечь своей собственной жизни...



Автор: Екатерина Ненашева

Источник: http://zavtra.ru/content/view/prometej-nonkonformizma/