» Главная » Выставки | |
В.Ковенацкий. Лихоборы Вниз по Сретенке, навстречу тихим и узким переулкам, дышащими запахом сладкой старины и таящим в себе притягательную атмосферу московской истории… Здесь, в Малом Головином переулке, в лабиринте особняков прошлых веков затаился Музей Народной графики. При входе здание больше напоминает закрытую мастерскую независимых художников. 26 марта здесь открылась выставка «Прикованный к искусству своему» памяти Владимира Ковенацкого – одного из самых ярких деятелей советского нонконформистского искусства. Родился художник и поэт в 1938 году. В 10 лет поступил в Художественную школу им. Сурикова. Первые стихи начал писать в старших классах школы. По окончании Московского Полиграфического института работал в области книжной графики. В 1973 из-за публикации подборки стихов в ФРГ был уволен с работы и остался фактически без средств к существованию. В 1986 году Владимир Ковенацкий умер из-за обострившихся проблем со здоровьем. В.Ковенацкий. Без названия 30 марта ему исполнилось бы 75. Выставка создана по инициативе сестры художника Норы Ковенацкой и московской художницы Полины Болотовой. На выставке представлена практически вся графика художника, а также работы, выполненные в технике гуаши и карандашного рисунка, автографы стихотворений, эскизы к альбомам, многочисленные фотографии. Ковенацкий, прежде всего, мастер линогравюры – вида гравюры, для создания которой изображение режется на линолеуме или на другой полимерной основе и отпечатывается на листе бумаги. Линогравюра это контрастная резкость черного и белого. Такая техника характерна для художников экспрессивных и темпераментных, способных выразить свое отношение к миру в черно-белых импульсах. В.Ковенацкий. Вы понимаете, доктор В основу сюжетов графики Ковенацкого легли гротескные ситуации из жизни. Причем, гротеск этот явно сюрреалистического характера – художник создает свой мир, своих персонажей, очерчивая границы художественного государства там, где начинается реальная жизнь, с ее системностью, суетной мрачностью и вздорной нелепостью. Он иронизирует над сухой и бесцветной действительностью, однако ирония эта болезненна, психоделична. Изломанность существования, грубость и материализм окружающего – от этого всего в своем творчестве Ковенацкий пытается убежать. Стремительно, лихо, без оглядки. В своих стихах Владимир Ковенацкий вновь играет с черным и белым образными красками – получается своеобразная поэтическая линогравюра. Философские темы и метафизические мотивы перекликаются с сюжетами из угрюмых, безнадежных будней. Отчасти стихи Ковенацкого в мотивах бытовой экзистенциальности с элементами нервического абсурда можно сравнить со стихами Дмитрия Пригова периода 70-80-х годов. Владимир Ковенацкий действительно был «прикован к искусству своему». Самоотверженно борясь с серой неуютностью этого мира, пытаясь спасти увядающие души он, «Прометей» советского нонконформизма, все же не сумел сберечь своей собственной жизни...
Автор: Екатерина Ненашева Источник: http://zavtra.ru/content/view/prometej-nonkonformizma/
|
техподдержка: | created 2k5-2k8 |